Выбираем игрушки для младенцев!

top-10-igrushek-dlya-malyisha

Ребенок должен расти гармоничным человеком, а потому для первого года жизни нужно подобрать такие предметы, которые помогут в развитии сенсорики, моторики, интеллекта, речи.

От нуля до трех месяцев

Любимой «игрушкой» для малыша в этот период будете вы сами: важнее всего для него сейчас общение с родителями, песенки, которые ему поют, массаж и гимнастика, которые ему делают, ощущение пространства, когда с ним танцуют или носят на руках. И знакомить его с игрушками можете пока только вы. В первые месяцы показывайте младенцу самые разные игрушки и называйте их. Учите его следить взглядом за понравившимся предметом: водите игрушкой перед глазами — на расстоянии 30 см — слева направо, сверху вниз и обратно, постепенно отводя ее дальше от лица малыша (занятия полезны для зрения). Купите младенцу музыкальную карусель — она развивает зрение и слух.

При выборе учтите, что малыш смотрит на нее снизу. Обратите внимание, какого цвета фигурки, на кого они похожи (лучше, если фигурки разные). До трех месяцев вешать карусель слишком низко нет смысла — малыш рождается дальнозорким, идеальное расстояние — 30-50 см. Для развития слуха понадобятся обычные погремушки — подносите их то к одному, то к другому уху ребенка. Дайте ему послушать часы ,телефон, любые звучащие игрушки. Постучите погремушкой по разным поверхностям: пусть малыш услышит разные звуки.

Можно самим сделать «звучащие браслеты»: к мягким трикотажным резинкам для волос пришить небольшие колокольчики. Очень просто сделать «шумовые баночки» -наполнить пластиковые бутылочки разными крупами (гречкой, манкой) или фасолью. Звучать они будут по-разному. Для развития тактильных способностей вкладывайте ребенку в ручки погремушки, которые отличаются друг от друга на ощупь (одна с длинной и тонкой ручкой, другая — с толстенькой, третья — с ручкой в пупырышках). Нарежьте кусочки разных тканей (ситец, шелк, бархат) и давайте потрогать их малышу.

От трех до шести месяцев

Ребенок подрос: он научился фиксировать на предмете взгляд и самостоятельно хватать вещь, которая его заинтересовала. Он хочет сам ощупать игрушки, ваше лицо, уголок пеленки. И, конечно, он все тянет в рот — «облизывание», как и ощупывание, необходимо для развития мозга.

Огромное количество расположенных во рту вкусовых рецепторов позволяет малышу как следует узнать жизнь «на вкус».

Предоставьте ему материал «для исследований» — главное, чтобы эти предметы были безопасными. Для развития тактильных ощущении и зрения отлично подойдут мягкие книжки, на страницах которых выложены из разных тканей изображения предметов: можно не только смотреть, но и ощупывать. Можно показывать малышу и настоящие книги (лучше формата А4, с крупными четкими иллюстрациями). Пока младенец не начал ползать, ему интересно рассматривать то, что вы предлагаете: держите ребенка на руках, а книгу — перед ним. Купите ребенку бубен или барабанчик и научите его стучать по музыкальному инструменту ручкой. Понравятся малышу и игрушки, издающие при нажатии или встряхивании писк, свист, гудение, шуршание.
Уже в этом возрасте в игрушечном арсенале должны появиться зверюшки и машинки, куклы, овощи, домики и пр. — ребенок начинает знакомиться с привычными для нас образами. Обязательно приобретите большой надувной мяч. Он станет первым тренажером для маленького человечка. Такой мяч отлично подходит для гимнастики, для упражнений по развитию вестибулярного аппарата. Ребенка нужно покачивать на мяче: на живо-тик, на спинке, на каждом боку.

От шести до девяти месяцев

В этот период ребенок осваивает сидение и ползание, и перед ним открываются новые возможности: он может подобраться к игрушкам, которые от него далеко, может сесть и долго заниматься с тем или иным предметом. Но обилие игрушек приводит его в замешательство, поэтому лучше сразу предлагать ему одну-две. Неваляшка — отличная игрушка, и она может стать еще лучше. Привяжите к ней ленту с колечком, за которое сможет дергать младенец. Покажите ребенку, как это делается — игрушка качается и звенит, если дергать за кольцо.

Еще одна классическая игрушка этого возраста — пирамидка. Желательно, чтобы ее кольца имели большие отверстия. Ребенку будет легче научиться их снимать, а потом и надевать. Пирамидки могут быть не только из дерева или пластмассы , но и из мягких подушечек разного размера, которые соединяются с помощью липучек. Для игры можно использовать мячики разных размеров и форм — обычные резиновые мячи и шарики от пинг-понга. Покажите малышу как катать мячики, складывать их в коробку и высыпать. Игры с музыкальной шкатулкой полезны для развития слухового восприятия. Научите ребенка искать шкатулку, когда она «поет. Спрячьте ее на глазах у ребенка под платок, в коробочку — и предложите поискать. Можно  прятать и любую другую игрушку — киску, зайчика, лисичку. Малыши в этом возрасте с восторгом исследуют любые предметы — мир вокруг такой удивительный и пока незнакомый. Многие предметы могут стать обучающими, например, несколько коробочек, у которых крышечки открываются по-разному: откидываются, отодвигаются, поднимаются. Спрячьте в коробочку игрушку (колокольчик, шарик, лоскут) и предложите ребенку открыть ее.

От девяти месяцев до года

Ребенок в этом возрасте не только начинает ходить и говорить, он учится подражать, а значит, ваши занятия нужно дополнить звукоподражаниями, жестовыми стишками, пальчиковыми упражнениями. Именно в этот период ребенок учится соотносить предметы по размеру и цвету — пришла пора вставлять, перекладывать, просовывать и вытаскивать. Эти занятия останутся любимыми надолго — можно начинать совершенствовать мелкую моторику. Приготовьте для ребенка вкладыши (от трех до двенадцати предметов одинаковой формы, но разного размера: кубики, мисочки, цилиндры, половинки круга), например, несколько стаканчиков, немного отличающихся по размерам, так чтобы один можно было спрятать под другим. Вкладывая меньший предмет в больший, малыш учится соотносить их величину и координирует действия руки и глаза. Хороши для такого занятия матрешки. Купите или сделайте рамки—вкладыши. Это могут быть двух—слойные картонные карточки с рельефным окошком простой геометрической формы (круг, квадрат, треугольник), которое вырезается на верхнем слое картона. Фигура должна вкладываться в окошко и легко из него выниматься. Можно купить малышу пластмассовый куб с отверстия-ми, в которые нужно просовывать соответствующие им маленькие геометрические фигурки.

Полезны пальчиковые игрушки или куклы, надевающиеся на руку. Говорите с  ребенком от лица игрушки, разыгрывайте маленькую сказку. Можно сделать пaльчиковые куклы самостоятельно: от старых перчаток отрезать «пальцы», нарисовать лицо, приклеить волосы из поролона или ниток. В этом возрасте ребенок сам может придумывать игры. Наблюдайте за ним, учитесь творить вместе и, главное, играйте с удовольствием. Помните, что в любом возрасте важно правильно «подать» игрушку. Ребенок примет ее только в случае, если вы сможете ее оживить, покажете, как с ней играть, предложите несколько вариантов занятий.